Крепость Окопы Святой Троицы

Благодаря выгодному географическому расположению село Окопы выбрали для строительства крепости. Если немного присмотреться, то с севера поселения виднеется каньон реки Збруч, а с юга виден каньон Днестра. Справа можно рассмотреть стены Хотинской крепости, а слева разместилась крепость Жванце. Как раз через Жванец проходит дорога из Бесарабии в Каменец-Подольский. В 1692 году Станислав Яблуновский не пожалел собственных средств, чтобы возвести крепость всего лишь за пять недель и именуется она «Окопы Святой Троицы. Блокада Каменца». Поляки регулярно контролировали поставку грузов в Каменец. Из-за нападений поляк турки были вынуждены искать другие пути доставок. Несмотря на то, что в 1699 году войска Османской империи покинули Каменец, крепость и дальше представляла собой оборонное сооружение, поскольку за Днестром располагались территории, которые контролировала Турция.

В 1711 году Окопы были вынуждены готовиться к обороне, поскольку висела вероятность нападения турецко-шведской армии под командованием Карла XII. К чему привело укрепление? В гарнизон поступило полторы тысячи человек, а арсенал насчитывал 4 мортира, 39 пушек, 4500 ядер для пушек, 80 центнеров пороха, 32 центнера пуль. На данной территории были расположены: кузница, столярная мастерская и токарный  цех. В 1769 году в Окопах разместились конфедераты. На помощь действующему королю были посланы русские войска, которые штурмовали крепость. В 1772 году Окопы приобрели немного иное назначение, став таможенным въездом на территорию государства Австро-Венгрии. Крепость укрепили за счет проходящих двух линий валов бастионной системы с надежными каменными воротами; стены тянулись по обе стороны перешейка по кромке вдоль обрывистого спуска прямо к реке.

Таким образом, валы с воротами служили надежной защитой  крепости от нападений как с востока, так и с запада. Ворота построили из известняка и песчаника. Форма ворот имела вид прямоугольника. Первый ярус представлял собой арочный проезд, а второй состоял из специальных помещений, приспособленных для оборонительных действий. Сохранились западные и восточные ворота с небольшой частью стены дозорной башни, находившейся на скале над Збручем. Восточные ворота были реставрированы в 1905 году, однако не сохранились валы, снесенные советскими властями в 1915 году. На этом месте планировали постройку железной дороги, но начало Первой Мировой Войны положило конец всяким проектам.